Приветствую Вас Гость!
Среда, 20.06.2018, 16:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Поиск

Меню сайта

Полезные ссылки

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам < <

Категории раздела

Счётчик посещений

html counterсчетчик посетителей сайта

Приём в 1 класс

Доступная среда

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 103

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Файлы учителей

Методические рекомендации. Развивающие технологии обучения истории. Учитель истории и обществознания Татарова А.А.
08.01.2016, 22:11

Развивающее обучение – это специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников, обучение. Результат – формирование человека, способного самостоятельно поставить задачи и найти оптимальные способы и средства их решения. Учитель организует высокую мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями.
Для этого нужна система дидактических условий: - умения слушать, читать, наблюдать; - умения классифицировать, обобщать; - умение самоконтроля. 
Дидактическая структура знаний по истории: факты, представления, понятия, причинно – следственные связи, закономерности и мировоззренческие идеи. Успешное овладение структурой знаний по истории возможно, если ученик владеет общеучебными умениями и навыками. 
Метод развивающего обучения – метод постановки учебных задач. Различие между вопросом как методом проверки знаний в традиционной системе обучения и учебной задачей в развивающем обучении: вопрос предполагает ответ по тексту учебника: кто, что, когда, зачем и т.д. Задача предполагает поиск информации, перенос усвоенных знаний и умений: установите, объясните, определите, найдите и т.д.
Показатели развивающего обучения личности: 
- уровень сформированности понятийного мышления,
- самостоятельное нахождение учащимися логических связей, закономерностей,
- деятельностный подход учащихся к усвоению знаний.
Таким образом, развивающая система – это знания + умения + учебная деятельность + система специальных заданий. В итоге, учащиеся должны уметь обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы, должны знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, знать дискуссионные темы и уметь раскрывать их содержание. 
Мозговой штурм
Учитель формулирует учебную проблему, определяет правила и условия коллективной работы. Образует группы по 3 – 5 человек и экспертную группу (хорошо подготовленные учащиеся, которые умеют аргументировать своё мнение). Затем учитель ставит вопросы, подводящие учащихся к проблеме, которую надо быстро решить. Штурм поставленной проблемы во всех группах одновременно – 10–15 минут. Эксперты фиксируют идеи, оценивают работу каждого ученика, соблюдение правил. Затем эксперты обсуждают, отбирают и оценивают лучшие идеи, сообщают о результатах работы, публично защищают наилучшие идеи.
Примерные проблемы для мозгового штурма:
- Сравните культуру европейского и русского крестьянства, найдите отличия между ними.
- Л.Н. Гумилёв высказывал мысль, что монголо–татарского ига не существовало на Руси; приведите аргументы, за или против данной точки зрения.
- Определите преимущества и недостатки политического курса московских князей в XIV веке по сравнению с другими русскими князьями.
- Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей и идеалов европейцев.
- Сравните католическое, православное и лютеранское учения. Что общего и различного в этих учениях?
- Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России в XIX веке.
- Возможные альтернативы развития СССР в 1960 –е годы. 
Технология метода проекта при обучении истории
Проект – это модель будущего, то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности. 
Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности (творчества) и одновременно формирования определённых личностных качеств. Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.
Виды проектов (зависит от возраста): информационные, игровые, исследовательские, творческие.
По содержанию: межпредметны (история, литература, искусствознание, право, обществознание).
По способу выполнения: индивидуальные и групповые.
Примерные темы проектов: 
- Мир глазами жителей России Петровской эпохи.
- Нравы и быт москвичей второй половины XIX века.
- Наука и образование в Древней Руси.
- Путь «из варяг в греки» – фактор образования русской государственности.
- Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы.
- Феномен православной русской культуры.
- История развития нефтяной промышленности в России.
- Галерея знаменитых художников России.
- От каменного рубила до компьютера.
- Альтернативы развития России в XVI веке. 
- Светочи России.
- История России в портретах.
- Загадки истории.
Последовательность действий учащихся в работе над проектом:
1. определение темы и цели проекта, формирование рабочих групп;
2. планирование работы над проектом, постановка задач перед каждой группой;
3. обсуждение задач, поиск решений («мозговой штурм»),
4. выполнение проекта;
5. описание проекта;
6. защита проекта;
7. оценка результатов.
            Заключительный этап проектной деятельности включает презентацию процесса и результата деятельности проектных групп, подведение итогов проекта. Цель проведения презентации - развитие умений и навыков школьников лаконично и полно представить цель, задачи проекта, выбранный путь их решения, демонстрировать найденное решение, анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом, проводить самоанализ результативности и успешности  решения проблемы.
Результативность работы над проектом определяется по формированию практических учебных умений, а также личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением. Учебно–познавательный проект – это поиск решения проблемы учащимися. 

Модульная технология
При обучении учащихся в 10-11 классах учитель призван не только насыщать учащихся исторической информацией, но и учить учащихся самостоятельно добывать знания. Самообразование является условием развития интеллектуальной личности. Методика модульной технологии основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. 
Модульная (блочная) организация подачи материала:
- лекция (урок изучения нового материала),
- семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков),
- коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).
Модульная технология имеет важное значение при построении исторической вертикали, освещении исторической проблемы на протяжении нескольких веков. Например, «История крепостного права в России», «История освободительного движения в России», «Этапы формирования абсолютной монархии в России» и т.д.
Существенные элементы модульной технологии:
- блочное (модульное) построение учебного материала;
- мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
- преобладание самостоятельной работы учащихся над документами на уроках истории;
- организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе рефлексии ученика и учителя.
Традиционные методики преподавания истории применяются в репродуктивной образовательной модели, модульная технология способствует формированию творческой, самостоятельно мыслящей личности.
Информационные технологии
Информационные технологии используются для организации проектной и исследовательской деятельности учителей и учащихся. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяют поднять учебный процесс на новый уровень. Учащиеся получают учебную задачу, определяют основные пути её решения, находят эффективные приёмы и средства самостоятельной работы. Необходимо отобрать текстовый, иллюстративный материал, сделать подборку документов, карт, схем, фото, видеофрагментов. Учащиеся следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с различными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал, составляют таблицы. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей учащихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Информационные технологии развивают у учащихся информационную культуру. В результате обучения по информационной технологии учащиеся критически относятся к информации в сети Интернет, они умеют отделять правду от вымысла.

Категория: Файлы учителей | Добавил: Библиотекарь
Просмотров: 152 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]