Приветствую Вас Гость!
Четверг, 27.06.2019, 09:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Поиск

Меню сайта

Полезные ссылки

< <

Счётчик посещений

html counterсчетчик посетителей сайта

Приём в 1 класс

Доступная среда

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 118

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие инновационных процессов

Тема инновационной деятельности (2019 -2022 г.г.):

«Реализация модели мотивационной среды школы работающей в сложном социальном контексте»

Актуальность. В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим можно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.

Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений.

В государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" (от 26 декабря 2017 года N 1642) отмечается, что образование должно быть направлено на решение таких задач, как самоопределение личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, формирование у школьников духовности, инициативности, самостоятельности, гражданской ответственности и других качеств человека. Миссия российской школы определяется как «образование (воспитание и обучение) мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных активно участвовать в развитии России, защите её национальных интересов, становления гражданского самосознания, преодоления пассивности и социальной апатии». Данная цель находит свое продолжение в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (от 7 мая 2018 года № 204) и Национальном проекте «Образование».

Образовательная среда школы как социального института представляет собой модель общества, где ребенок занимается учебной деятельностью, воплощающей социально-значимую деятельность, обретает знания об обществе и в частности о школе, как социальном институте, получает опыт социального взаимодействия; где у него вырабатывается определенное отношение к школе, как социальному институту, а через него и к обществу, развиваются мотивации и личностные качества, проявляющие эту систему отношений. Уже в школе человек приобретает первый опыт переживаний социальной успешности и неуспешности, получает возможность установить причинно-следственные связи между определенным поведением, качествами личности и социальной успешностью. Здесь закладываются основы социального поведения и личностные качества учащихся.

Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.

Однако все более заметными становятся различия в качестве образования, предоставляемого школами. Многие исследования последних лет показывают, что более половины разрыва в учебных результатах детей объясняют социально-экономические факторы. Это свидетельствует о том, что определенные группы учеников обладают очевидными преимуществами для реализации своего потенциала, в то время как другие группы находятся в неблагоприятной стартовой ситуации.

Причем социально-экономическое положение и образование родителей выступают ведущими факторами, определяющими достижения ученика, а, следовательно, его дальнейшую образовательную и жизненную траекторию. Задача качественного образования и обеспечения равного доступа к нему для всех детей – от социального, экономического и культурного уровня их семей – одна из ключевых для современного образования.

Выделяется сегмент школ (как сельских, так и городских), работающих в сложном социальном контексте (специфический контингент учащихся и низкий социально-экономический потенциал их семей) в которых концентрируется преимущественно контингент из семей с низким социально-экономическим статусом, в трудной жизненной ситуации, семей мигрантов. Школа, работающая с таким контингентом, должна иметь ресурсы и внутренний потенциал, позволяющий ей справиться с вызовами внешней среды. Однако на практике школы, работающие со сложным контингентом, как правило, не обладают достаточными ресурсами для эффективной работы, не имеют необходимого потенциала для обеспечения высоких результатов: кадровых ресурсов, образовательных стратегий, педагогических технологий. Таким образом, сложный социальный контекст, в котором находится школа, социально-экономическое и территориальное неравенства вступают в противоречия с возможностью предоставления качественного образования и получения высоких образовательных результатов.

Так, МОУ Новоульяновская средняя школа №1 в полной мере испытывает на себе негативные влияния, сталкиваясь с проблемами, а именно:

- увеличение доли детей, воспитывающихся в малоимущих, неполных семьях (19,5%), семьях, где один из родителей является безработным (11%);

- рост количества детей с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья (6,7%)

- закрытие градообразующих предприятий, как следствие – миграция молодого поколения в более крупные города, увеличение процента взрослого населения, работающего вахтовым способом либо работающих в областном центре и вынужденных затрачивать на дорогу большое количество времени;

- отсутствие должного контроля родителей за образовательными результатами своих детей и низкий уровень участия родителей в жизни школы из-за загруженности на работе;

- непосредственная близость к городу исправительной колонии строгого режима и активизировавшиеся в последнее время уличные субкультуры оказывают влияние на  подростков, и  особенно с низкой социальной культурой;

- низкий уровень учебной мотивации у определенной части обучающихся, и , как следствие – снижение качества образования.

Следовательно, успешная социализация сложных учеников, обеспечение им конкурентного уровня образования, того, что в мировой практике принято называть «шансами на жизненный успех», - должны стать результатом целенаправленной и последовательной образовательной стратегии  школы, определяющей все аспекты школьной жизни и действия каждого педагога.

Анализ сложившейся практики функционирования школ, работающих в сложном социальном контексте, позволил нам выделить ряд противоречий, среди которых:

между необходимостью обеспечения качественного образования и недостаточными методологическими знаниями у педагогического коллектива школ;

между стремлением школы работать в контакте с организациями, родителями и нежеланием организаций и родителей сотрудничать со школой;

между стремлением педагогов использовать познавательные интересы учащихся для развития их исследовательских и творческих способностей и недостаточными возможностями школы для учета и проявления этих интересов, построения на их основе проектно-исследовательской деятельности и творческих кросс-возрастных сообществ.

Решение противоречия между социальным запросом на формирование гармонично развитой и социально активной личности, обеспечение высокого качества образования и существующими реалиями требует от школы прорыва, который, на наш взгляд, можно осуществить через создание образовательной среды, которая будет обладать высоким мотивационным потенциалом, т.е. мотивационно ориентированную образовательную среду.

Создание мотивационной среды школы означает насыщение образовательного пространства и самого образовательного процесса мотивирующими факторами, стимулирующими активность субъектов образования и обеспечивающими качество образования.

На основании вышеизложенного была сформулирована проблема исследования – необходимость формирования в школе мотивационной среды, как условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с разными стартовыми возможностями с целью дальнейшей адаптации в социуме.

Эта проблема и определила тему проекта: «Реализация модели мотивационной среды школы работающей в сложном социальном контексте».

Объект исследования: развитие мотивационной среды в общеобразовательной организации.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия создания мотивационной среды школы работающей в сложном социальном контексте.

Цель исследования: разработка и реализация модели мотивационной среды школы работающей в сложном социальном контексте.

Задачи:

1. разработать теоретическую модель мотивационной среды школы работающей в сложном социальном контексте.

2. обосновать организационно-педагогические условия и определить показатели эффективности внедрения модели мотивационной среды школы, работающей в сложном социальном контексте.

3. разработать методические рекомендации по обеспечению психолого-педагогического сопровождения мотивационной среды школы, работающей в сложном социальном контексте.

4. провести внутреннюю экспертизу состояния внедрения модели мотивационной среды школы, работающей в сложном социальном контексте.

5. разработать методическое пособие для педагогов по организации модели мотивационной среды школы, работающей в сложном социальном контексте.

Гипотеза: процесс формирования мотивации учащихся к непрерывному развитию-саморазвитию, проектированию и успешной реализации жизненных, профессиональных стратегий будет эффективным если:

будет разработана и внедрена в образовательную практику модель мотивационной среды школы, работающей в сложном социальном контексте;

будут  обеспечены условия для получения дополнительного образования как фактора успешной социализации ребенка, в том числе для детей с особыми потребностями, повышенной мотивацией к обучению, одаренных и с проблемами в развитии;

будет разработан критериальный аппарат, необходимый для опытно-экс-периментального обоснования данного исследования;

будут разработаны методические рекомендации по обеспечению психолого-педагогического сопровождения мотивационной среды школы, работающей в сложном социальном контексте. 

Методологическая основа исследования:

сущность, содержание образовательной среды и связанные с ней понятия разрабатываются видными российскими учеными (Г. С. Батищевым, Е. В. Бондаревской, В. Г. Бочаровой, Л. П. Буевой, В. Н. Гуровым, И. С. Коном, А. В. Мудриком, А. В. Петровским, Л. Я. Рубиной, В. Н. Сагатовским, В. И. Слободчиковым).

принципы системно-деятельностного подхода в общей психологии и педагогической психологии (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.А. Иванников, А.И. Подольский, С.Д. Смирнов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин);

культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского, в частности, положения о социальной среде как источнике психического развития, о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка и зоне ближайшего развития, и их развитие в работах отечественных психологов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, Г.А. Цукерман);

общепсихологические (Дж. Аткинсон, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Д. Макклеланд, А. Маслоу, Х. Хекхаузен) и психолого-педагогические (Л.И. Божович, А. Готфрид, М. Леппер, А.К. Маркова, Ю.М. Орлов, С. Хартер, В.И. Чирков) представления о мотивации деятельности;

потребностные теории мотивации (А. Маслоу, Э. Диси и Р. Райан), положения теории самодетерминации о базовых психологических потребностях, лежащих в основе внутренней мотивации;

когнитивные и атрибутивные концепции мотивации (А. Бандура, Б. Вайнер, К.Двек, М. Селигман, К. Петерсон, Э. Скиннер);

системные модели мотивации достижения (П. Гольвитцер, Е.П. Ильин, Ю. Куль, М.Ш. Магомед-Эминов, Х. Хекхуазен) и представления о мотивации как процессе саморегуляции (Р. Баумайстер, Д.А. Леонтьев, Ч. Карвер, О.А. Конопкин, Б. Циммерман, М. Шейер);

современные исследования факторов, способствующих и противодействующих эффективному обучению (А.Н. Поддьяков, Э. Диси, Р. Райан, И.А. Зимняя, Дж. Рив, Г.А. Цукерман).

Новизна исследования:

- разработана теоретическая модель мотивационной среды школы, работающей в сложном социальном контексте, обеспечивающая повышения мотивации учащихся к непрерывному развитию-саморазвитию, проектированию и успешной реализации жизненных, профессиональных стратегий и социализации.  

Теоретическая значимость исследования:

заключается в теоретическом обосновании педагогических условий, обеспечивающих развитие мотивационной среды школы, как условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с разными стартовыми возможностями с целью дальнейшей адаптации в социуме и определении показателей эффективности внедрения модели.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику деятельности образовательной организации модели мотивационной среды школы, работающей в сложном социальном контексте. Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться основой для создания организационного, содержательного и методического проектирования мотивационной среды школы  с целью формирования образовательного пространства образовательной организации, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов школьников, повышения качества образования,;.

По результатам проведенного исследования будет подготовлено методическое пособие, что позволит повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации мотивационной образовательной среды, обладающей комплексом стимулирующих факторов, определяющих высокую мотивацию и активность всех субъектов образовательного процесса, что и обеспечивает повышение качества образования, а соответственно в дальнейшем и качества жизни.

Кроме того, выявленные в ходе исследования организационно-управленческие и психолого-педагогические условия формирования мотивационной среды школы, работающей в сложном социальном контексте позволят осуществить их эффективное применение в других общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.

Методы исследования:

теоретические методы: научный анализ социологической, педагогической и психологической литературы по теме исследования, изучение нормативных и учебно-методических документов, моделирование;

эмпирические методы: анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы, педагогическое наблюдение, фокус-группы.

Организационные условия:

Статус ОУ: экспериментальная площадка.

Сроки реализации Программы инновационной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения Новоульяновской средней школы №1

: сентябрь 2019 года – июнь 2022 года.

Этапы опытно-экспериментальной деятельности

1 этап: сентябрь 2019 г. – июнь 2020 г

Техническое задание.

Содержание работы: теоретический анализ состояния проблемы в практике общеобразовательной школы, анализ литературы по теме исследования, разработка теоретической модели мотивационной среды школы работающей в сложном социальном контексте, подготовка диагностических материалов, разработка критериев, уровней и показателей оценки эффективности внедрения модели. Организация и проведение обучающих научно-методических семинаров для педагогов школы по инновационной проблематике. 

Отчётные материалы: теоретическая разработка «Модель мотивационной среды школы работающей в сложном социальном контексте», пакет диагностических материалов «Оценка эффективности внедрения модели мотивационной среды школы работающей в сложном социальном контексте».

2 этап (сентябрь 2020 г. – июнь 2021 г.)

Техническое задание.

Содержание работы: создание педагогических условий, способствующих реализации индивидуальных образовательных маршрутов школьников,   дополнительного образования как фактора успешной социализации ребенка, в том числе для детей с особыми потребностями, повышенной мотивацией к обучению, одаренных и с проблемами в развитииповышения качества образования; проведение опытно-экспериментальной работы.

Отчетные материалы: методические рекомендации по обеспечению психолого-педагогического сопровождения мотивационной среды школы, работающей в сложном социальном контексте. 

3 этап: сентябрь 2021 г. – май 2022 г.

Техническое задание.

Содержание работы: проведение диагностической работы по выявлению эффективности внедрения модели мотивационной среды школы, работающей в сложном социальном контексте, организация научно-практических семинаров, анализ полученных результатов, систематизация и обобщение полученных данных, подготовка к публикации учебно-методического пособия и оформление научного отчета.

Отчетные материалы: методическое пособие, научный отчёт.

Программа РИП (2014-2018 г.г.) по теме:

Организационно-педагогические условия включения внешних ресурсов в информационно-образовательную среду школы при организации проектной деятельности учащихся

Актуальность программы. Результаты освоения учащимися основных образовательных программ во многом обусловлены качественными характеристиками информационно-образовательной среды школы, в которой, в соответствии с требованиями ФГОС, происходит учебно-познавательная и проектная деятельность школьников. Эти характеристики в значительной степени определяются ресурсами образовательного учреждения. Именно образовательные ресурсы школы становятся условием, источником и средством получения учащимися качественного образования.

В самом общем виде ресурс – это совокупность условий, позволяющих получить требуемый результат, средства развития человеческого потенциала, базовая основа любых преобразований и новаций. Ресурсы индивида, группы, сообщества, организации, в том числе образовательной, можно рассматривать с точки зрения их природы, источников и полезности. Ресурсы могут быть разных видов, например такими:

- внутренними или внешними;

- официальными (формальными) или неофициальными (неформальными);

- действующими или потенциальными (скрытыми).

Ресурсная база образовательной организации во многом определяется совокупностью организационно-педагогических условий, обеспечивающих осуществление образовательного процесса. Таким образом. каждая школа при организации учебно-познавательной и проектной деятельности учащихся опирается на определённую ресурсную базу. Однако если внутренние ресурсы школы, как правило, бывают достаточно хорошо структурированы и включены в единый комплекс дидактических средств, то внешние чаще всего отличаются неорганизованностью и используются стихийно.

Это создаёт противоречия между:

- необходимостью эффективного использования ресурсного потенциала города Новоульяновска и региона при организации проектной деятельности учащихся и отсутствием опыта включения его в ресурсную базу школы;

- потребностью научно обоснованной организации не только учебно-познавательной, но и проектной деятельности учащихся, и отсутствием описания организационно-педагогических условий включения в информационно-образовательную среду школы внешних ресурсов.

Проблема: какие внешние ресурсы могут быть включены в информационно-образовательную среду школы при организации проектной деятельности учащихся, а также каковы организационно-педагогические условия такого включения?

Цель исследования: создание и описание организационно-педагогических условий включения внешних ресурсов в информационно-образовательную среду школы при организации проектной деятельности учащихся.

Объект исследования: внешние ресурсы в составе информационно-образовательной среды школы при организации проектной деятельности учащихся.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия включения внешних ресурсов в информационно-образовательную среду школы при организации проектной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Теоретически обосновать и смоделировать ресурсную базу проектной деятельности учащихся городской школы.

2. Создать и описать организационно-педагогические условия включения внешних ресурсов в информационно-образовательную среду школы при организации проектной деятельности учащихся.

3. Разработать программу организации проектной деятельности учащихся на основе включения в информационно-образовательную среду школы внешних ресурсов и провести её экспериментальную апробацию.

4. Подобрать критериальный и диагностический инструментарий исследования личностных УУД как результата проектной деятельности и провести соответствующие диагностические процедуры.

5. Описать ход опытно-экспериментальной работы, оценить её результаты и оформить отчётную документацию.

Гипотеза: включение внешних ресурсов в информационно-образовательную среду школы при организации проектной деятельности учащихся возможно, если:

- теоретически обоснована и смоделирована ресурсная база проектной деятельности учащихся;

- созданы организационно-педагогические условия включения внешних ресурсов в информационно-образовательную среду школы для проведения проектной деятельности учащихся;

- разработана и экспериментально апробирована программа организации проектной деятельности учащихся на основе включения в информационно-образовательную среду школы внешних (периферийных) ресурсов.

Методы исследования

  • Теоретические методы: теоретический анализ состояния проблемы в литературе; выдвижение рабочих гипотез; прогностическое моделирование; пилотажной исследование; сопоставление, анализ, синтез; теоретическое осмысление и интерпретация результатов.
  • Эмпирические методы: наблюдение; сбор и обработка полученных результатов; педагогический (созидающий) эксперимент.

Новизна исследования: в условиях перехода на ФГОС проблема ставится впервые.

Практическая значимость исследования заключается в том, что опыт решения данной проблемы может быть использован другими образовательными учреждениями.

Организационные условия исследования

1. Масштаб экспериментальной площадки: МОУ СОШ № 1 г. Новоульяновска; промышленные предприятия, СПУ и социальные учреждения г. Новоульяновска; УлГПУ им. И.Н. Ульянова.

2. Научное сотрудничество: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, НИЛ стандартизации образования УИПКПРО.

3. Материальная база: учебные классы школы, учебные мастерские строительного колледжа (Новоульяновский филиал), лаборатории естественно-географического факультета УлГПУ им. И.Н. Ульянова.

Этапы реализации программы:

1 этап. Ноябрь 2014 – июнь 2015 гг.

Содержание работы: теоретическое исследование проблемы, анализ публикаций.

Отчётные материалы: теоретическая разработка «Ресурсная база